Литература — народное творчество


Богато устное народное творчество курдов: сказки, пословицы, песни, народные предания, легенды, свадебные и погребальные обряды — таков далеко не полный список представленных в нём жанров.

Первые памятники курдской письменности датируются VII в. Самобытная литература развивается уже с XI в., достигая своей вершины в творчестве целой плеяды курдских поэтов XIV—XVIII веков (Факи Тейран, Мелае Бате, Ахмед Хани, Харис Битлиси и другие).

Литературные произведения выдающихся курдских писателей, напр. Ахмеда Мала Джезири (2-я половина 12 в.), Ахмеда Хани (17 в.) — достояние народных масс благодаря фольклору. Курдская летопись 16 в. «Шерефнаме» является важнейшим историческим источником для изучения истории курдов.

Курдская культура отличается многогранностью. Из глубины веков до нас дошло богатейшее наследие курдского устного народного творчества. В фольклоре отражена история этого народа, его многовековая борьба за свободу. Высокое художественное совершенство курдского эпоса ставит его в один ряд с памятниками мирового фольклора.

История сохранила имена многих замечательных курдских поэтов и писателей. Обнаружение письменных памятников курдской литературы и их предварительные исследования позволяют утверждать, что курды — народ-создатель самобытной национальной литературы. Самый ранний из дошедших до нас письменных памятников на курдском языке относится к VII в. В нём автор оплакивает разорение земли курдов арабскими завоевателями.

Первый курдский поэт, известный под именем Пире Шариар, жил в X в. Некоторые исследователи называют его курдским ходжой Насреддином за его многочисленные четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками. Выдающимся поэтом средневековья был Али Теремахи (X — XI в.), автор первого трактата по грамматике на курдском языке и таких поэм, как Единственное слово , Сыновья отчизны , Яхонтовое ожерелье и Поистине, жизнь — это сон . Али Теремахи был одним из первых, кто создавал свои произведения на диалекте курманджи. На этом же диалекте творил и его великий современник Али Харири (1009 -1079), стихи которого пользуются популярностью в народе. До нас дошёл рукописный диван (сборник) его лирических газелей. Между XII и XV вв. творила целая плеяда курдских поэтов, наиболее яркими представителями которых были Ахмед Малаи Джезири (Мела Джизири), Факи Тайран (Мим — Хай) и Мулла Бате.

В своих лирических газелях-касыдах Мела Джизири воспевает красоту своей возлюбленной — сестры джезирского правителя Умад ад-Дина. В его творчестве прослеживается две линии — народная, характерная для его предшественников, и придворная. В курдской литературе Джизири считается главой школы газели. Творчество названных поэтов подготовило почву для появления одного из самых выдающихся курдских поэтов — Ахмеда Хани (1650-1708), знаменитую поэму которого Мам и Зин можно с полным правом назвать лучшим памятником курдской литературы. Поэма составляет славу курдской классической поэзии. По мнению современных курдских литературоведов, Ахмед Хани был первым поэтом, кто затронул в литературе национальную проблему курдов. Из представителей курдской литературы нового времени следует выделить Нали, или Мела Хизра (1800-1856). Воспитанный на лучших произведениях персидской и арабской поэзии, он написал прекрасные газели и по праву считается основателем поэзии на южном диалекте. Важнейшей вехой в новой истории курдской литературы стало творчество Хаджи Кадыра Коя (1816-1894). Почти все его стихи имеют национально-патриотическую направленность, курдское национально-освободительное движение XIX в. отразилось в его поэзии.В XX в. лучшие традиции курдской литературы продолжили Джигархун, Хожар, Хемен, Фаик Бекас и Шерко Бекас, Араб Шамилов, Джасме Джалил, Алие Авдлраман.

В Моксе существует много строений, относящихся к материальной культуре курдов. Через главную реку Чаме Мокс построен старинный мост с названием «Пра Сор» (в переводе с курдского «Красный мост»). На кладке каменного моста надпись гласит о том, что этот мост построен во времена Уир-Авдала. Ш. X. Бидлиси писал, что Абдал-бек, зять правителя Хаккари, с помощью тестя присоединил к округу Мокс район Гаргар (Гэргэр), как было при отцах и дедах его. Мокс в качестве наследственного удела входил в состав владения правителя Хизана. И в последующие столетия Мокс принадлежал курдским феодалам.




Поиск

Меню

Контакты

Председатель Национально-культурной автономии курдов г. Саратова «Загрос» Даврешян Темур Мамоевич

412030 Саратовская область,
г. Ртищево, ул. Громова, д. 14 «а»/1.

Контактный телефон/факс:
+7(84540)4-15-67

электронный адрес:
WashAdvokat@yаndex.ru

Логин

Пароль